Google

12 сент. 2007 г.

Николо-Вяжищский монастырь (продолжение)

С 1683 по 1697г.настоятелем монастыря был Боголеп Саблин - человек честолюбивый, имевший большие связи в столице. Это по его указанию было начато строительство роскошного храма. Монахи говорили: "Архимандрит наш чинится:и говорит: Я-де равен царю". Видимо, Боголеп разделял идеи незадолго до той поры лишенного патриаршего сана и скончавшегося Никона. Борясь за приоритет духовной власти над светской, Никон стремился создавать монастыри и церковные постройки, по размерам, архитектурным формами отделке превосходившие царские. Примером тому может служить Иверский монастырь на Валдайском озере.
В воплощении честолюбивых замыслов Боголепа мог принять участие и новгородский митрополит Евфимий. На чем основан такой вывод? Некоторые данные позволяют предположить, что митрополит не противился замыслам Боголепа, а скорее поощрял их. Живя в столице Евфимий был заместителем патриарха, присутствовал на дворцовых приемах, любил пышность и помпезность.
Новгородской епархией митрополит Евфимий управлял недолго (с 17 июля 1696г. по 5 декабря 1697г.), он стал известен тем, что часто "устраял у себя пиры" то в посольской палате, то в шатрах под Юрьевым монастырем. Кстати, стоит отметить, что еще в 1693 году прежнюю свою резиденцию в Москве Евфимий приказал украсить надвратным теремком с изразцами.
Зодчие и мастера для строительства монастырских сооружений в Вяжищах были приглашены, видимо из столицы. Для подтверждения этого сошлемся на донесение новгородского воеводы Прозоровского от 1692г. Он писал в Москву, что в Новгороде "каменщиков малое число и те наперед такова каменного строения не страивали и не знают". Однако столичные мастера не могли не учесть новгородских условий, общих черт новгородской архитектуры. Построенная ими церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгородских храмов. В ее здании удачно сочетаются московская пышность с северной новгородской строгостью. Строительство ее было начато в 1694г. и через 4 года закончено. Но в год завершения строительных работ бурей была сорвана кровля и разрушены главы. Восстанавливалась церковь до 1702г.
Особую красоту возведенному зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были украшены многие сооружения города, построения или перестроения в XVIIв.: звонница Софийского собора, Преображенский собор Хутынского монастыря, сооружения Вяжищского монастыря.
Где изготовлялись изразцы для Вяжищского монастыря - пока не выяснено. Некоторые исследователи, в частности Выгалов, считают, что, всего вероятнее, роскошная мозаика для Вяжищской обители под Новгородом была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре в Валдае. При раскопках в Новгороде встречается довольно много изразцов XVII века. Они представляют собой почти квадратные керамические плитки, имеющие рельефный рисунок, покрытый эмалью 5-ти цветов: бирюзового, синего, желтого, белого и коричневого.
В Вяжищском монастыре изразцы используются как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении окон и двери, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.
Выгалов, изучавший изразцы этого ансамбля, разделяет их на 3 группы: небольшие по размерам с мелким рисунком, печные (21,5х22,5), помещенные высоко в основании на крыльцах и галереях Никольского собора, средние (30,5х31,5) и большие (37,5х38), используемые специально для декора фасадов. Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, изразцы со средним углом, которые применялись при украшении оконных наличников.
Монументальная вяжищская керамика характерна четкими и яркими рисунками, хорошо видными, даже если плитки размещены на большой высоте.
Продолжение следует

Комментариев нет: